Нато Украина – как Альянс поможет остановить войну Путина и победить Россию

Марк Войджер – военный аналитик, старший научный сотрудник Центра европейского политического анализа в США. Еще недавно, в 2013-2018 годах, работал в качестве Специального советника по российским и евразийским делам главнокомандующего армией США в Европе в Висбадене (Германия) и был старшим экспертом по России в Объединенном командовании сухопутных войск НАТО в Измире, Турция. Следовательно, знает ситуацию в НАТО не только по публичным заявлениям, но и как работает система Альянса изнутри и как происходит сотрудничество между странами-членами. О военной помощи от НАТО для Украины и когда украинцы смогут ее получить – эксперт рассказал в эфире телеканала Апостроф TV.

– Не секрет, что во время атаки России на Украину часть наших самолетов, к сожалению, была уничтожена. Мы могли бы компенсировать потери с помощью МиГ-29 и Су-25, которые предоставила нам Польша. Со своей стороны Польша тоже осталась бы в выигрыше, ведь это дало бы серьезные основания не только просить, но и требовать от Соединенных Штатов истребители F16 и F-35 – по крайней мере, ускорить процедуру закупки. Почему, по вашему мнению, в последнее время мы наблюдаем в этом направлении то, что в народе назвали пинг-понгом: когда вроде бы дают, а на следующий день уже говорят – подождите, продолжаются переговоры, потом снова дают – и снова подождите. Что происходит?

– Лично я поддерживаю эту идею. Ибо это поможет создать вам зону, запретную для полетов, и отражать атаки российских воздушных сил. Но следует понимать, что это очень сложное решение для каждой страны. В нем задействована не только Польша, но и Болгария, Словакия и Венгрия – страны, имеющие самолеты МиГ-29 и Су-25. Я сейчас нахожусь в Болгарии, и здесь продолжаются большие дебаты, но мы надеемся, что Болгария тоже присоединится к этой инициативе.

Почему возникает проблема? Восточноевропейские страны, являющиеся членами НАТО, находятся только на начальном этапе процесса замены советских самолетов американскими. Например, Болгария всего за несколько лет, где-то до 2024 года, получит 8 или 16 американских самолетов. Польша их тоже заказывала. Но решение о передаче вам своих самолетов – это политическое решение на уровне правительства, требующее детального обсуждения, как защитить себя, отдав вам эти самолеты. Я слышал, что Польша решила отправить эти самолеты на американскую базу воздушных сил в Германии и таким образом они будут частью помощи Украине от НАТО. То есть Польша отдает их не напрямую, а через НАТО, на базу Ramstein. И когда будет готово совместное решение НАТО, то тогда, как я надеюсь, ваши военные смогут пользоваться и другими самолетами.

Я понимаю, что у вас действительно трагическая ситуация. Каждый день и каждую ночь убивают людей, и я убежден, что это преступление против человечества будет наказано. Но процесс решения в НАТО раньше всегда был очень медленным. Когда я там работал в 2014-2015 годах, и Россия только начала агрессию против Украины, у НАТО были опасения, что в случае нападения России на балтийские страны, Альянс не сможет отреагировать в рамках 2-3 дней. Нужны недели и месяцы.

У НАТО нет армии, которая была бы мобилизована 24/7. Есть корпус быстрого реагирования – 40 тысяч военных, которым НАТО ни разу не пользовалось. Впервые этот корпус идет на восток, чтобы защищать границы НАТО. Есть маленькая бригада – 5 тысяч – очень быстрое реагирование – она тоже активирована. Но хочу, чтобы вы понимали, что НАТО пытается помочь, и ваши соседи тоже, особенно Польша. Мы уже многое делаем. Но это решение принимается 30-ю странами. Поэтому необходим консенсус и работа с каждой страной, чтобы принять это решение.

– Господин Марк, я помню, что на учениях очень много говорили о такой межгосударственной структуре, как общая украино-литовская-польская бригада “УкрПолЛитБриг”. Но сейчас почему-то о ней не слышно. Эта межгосударственная структура состоит из подразделений трех государств. Почему ее нельзя задействовать хотя бы не для военных операций, а, по крайней мере, для конвоирования защиты объектов государственного значения и инфраструктуры в Украине? Это потому, что эти страны – члены НАТО или причина другая?

– Я помню, когда эта бригада создавалась – это было весной или летом 2014 года, после нападения России. Насколько я знаю, она работала по плану обучения ВСУ. Я не знаю, что она конкретно делает сейчас. Но Польша и Литва – страны НАТО. И вероятно, они не хотят, чтобы НАТО вмешалось на этом этапе в войну таким образом, и чтобы их военнослужащие передвигались в Украину.

Во время заявления о предоставлении самолетов на базу Ramstein Польша ясно сказала, что не является стороной конфликта. Причина того, что необходимо иметь консенсус с другими странами НАТО, сформировать общее решение.

– Можно ли сказать, что НАТО пытается подобрать такую формулу, чтобы максимально помочь при минимальных рисках для отдельных стран-членов?

– Да, на 100% риски уже существуют. Как видите, Америка уже направила и направит военнослужащих в формирование Восточной Европы. Но НАТО тоже нужно выиграть время. Армия Альянса не мобилизована сейчас для войны. Конечно, идут консультации, и восточноевропейские страны уже получили и продолжают получать все, чтобы лучше защитить границы НАТО на Востоке.

– Появилась информация, что США уже начали перебрасывать системы Patriot ближе к Польше, а также начали поставлять Польше эти системы противовоздушной обороны. Это говорит скорее об охране своих восточных границ структуры НАТО или, возможно, идет подготовка к тому, что может быть в перспективе – дружеский жест от НАТО и закрытие если не всего неба над Украиной, то по крайней мере каких-то отдельных районов?

– Надеюсь, обе причины. Но, в первую очередь, все же защита Польши, защита стран НАТО в Восточной Европе. Есть опасения по поводу того, что Россия перебрасывает ракеты “Искандер” в Беларусь. То есть там Россия создала плацдарм для нападения не только на Украину, но, к сожалению, потенциально и на страны НАТО – Балтику и Польшу.

Как уже несколько раз повторил президент Байден, НАТО будет защищать каждый сантиметр своей территории. Ракеты противовоздушной обороны – это часть этого плана. Надеемся, если в ближайшем будущем будет создана зона, запретная для полетов, то они будут выполнять и эти функции.

– Вы военный аналитик и человек, знающий риски, в частности, ядерное оружие и ядерную войну. Не рассматривают ли западные аналитики, а возможно и западные спецслужбы, вероятность того, что Путин как загнанный зверь, когда поймет, что обычным, традиционным вооружением он ничего не сможет сделать в Украине глобально, может нажать кнопку и, если не решить ядерную войну, по крайней мере, ударить тактическим ядерным зарядом по Украине, чтобы запугать нашу страну и весь цивилизованный мир?

– К сожалению, кремлевский диктатор показал всему миру, что он нерациональный человек. Он хочет, чтобы Запад и Америка были в состоянии тревоги и действительно думали, что он будет пользоваться этим оружием. Во-первых, это стратегическое оружие России – ракеты, которые реально могут ударить по американскому континенту. Это оружие направлено не против Украины, а на то, чтобы запугать американцев. Это часть российской гибридной стратегии, когда кроме конвенциональной силы и информационной войны есть и ядерное движение.

Также в России существует доктрина эскалации по поводу деэскалации. То есть использование тактического ядерного оружия, чтобы его враги сдались или не вмешались в конфликты. Он не раз говорил, что страны, которые помогают Украине, будут являться целью российского ответа. Я лично думаю, что такой диктатор как Путин, который даже сидит на пресс-конференции в 10 метрах от своих министров – это человек, который не любит персональных рисков. Если будет стратегическая ядерная война между Америкой и Россией – его режим рухнет.

К сожалению, существует риск использования тактического оружия, если он увидит, что не может выиграть конвенционную войну в Украине. Например, не дай Бог бросить ее на украинский город – тогда это была бы мировая трагедия. А может, и место, где людей нет – чтобы просто показать, что Россия может такое оружие использовать. Впрочем, не думаю, что он будет так рисковать и развязывать глобальную войну. Для него просто важен контроль и создание тоталитарного государства – а ядерная война могла бы уничтожить эти планы.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *